Кирилл Витальевич Сидоренков — житель села Коктобе Республики Казахстан. Ученик 9 класса. С детства увлекается классической литературой, что вдохновляет его на создание собственных произведений как в прозе так и в стихотворной форме. В церковной жизни несёт послушание иподьякона при епископе в Актюбинской и Кызылординской епархии.

 

Лауреат конкурса «Лето Господне» имени И.С. Шмелёва (2025 год).

* новое в библиотеке — Сидоренков Кирилл Витальевич

Вера сильнее страха: духовный подвиг новомученика Евстафия Иссыкского.

 

Время неумолимо уходит, а вместе с ним стираются следы на дорогах, угасают огни домов, сменяются поколения, забываются люди, которые когда-то казались великими, ускользают целые эпохи. И, тем не менее, несмотря на то, что многое уходит в небытие, есть вещи, к которым будто бы прикоснулась вечность. Есть явления, в которых теплится жизнь, вопреки всем внешним событиям. Есть судьбы, через которые Бог являет себя этому миру. Одна из таких судеб, это жизнь новомученика Евстафия, пресвитера Иссыкского. Это священник, который всю свою жизнь посвятил служению Богу и людям, человек, вера которого была сильнее всякого земного страха, и именно поэтому он стал для нас примером того, как сила веры может победить все испытания.

 

Я очень часто размышляю об этом святом. Сейчас я пономарь в том самом храме, где отец Евстафий служил последние годы перед своей мученической кончиной. И как трепетно бывает порой осознавать, что чуть более ста лет назад, в этих самых стенах служил самый настоящий святой! Заходил в этот Алтарь, делал земной поклон перед Престолом, так же как и сейчас для него кто-то разжигал лампады и чистил кадило. Мог ли он думать тогда, что высота его служения будет засвидетельствована мученическим подвигом?

 

Жизнь священномученика Евстафия начиналась и протекала довольно обыденно, можно даже сказать скучно для нас, живущих в 21-ом веке, в мире, где каждый день происходит какое-то событие. Будущий отец Евстафий родился 29 марта 1880 года в семье священника, так что с самого детства, смотря на своего отца  священника Владимира, он видел всю сложность и ответственность, а вместе с тем и красоту пастырского труда. В семье Евстафий напитывался атмосферой молитвы и благочестия. Каждое утро начиналось с молитвы, а вечер неизменно заканчивался чтением Священного Писания. Дом, в котором жила семья Евстафия, был маленьким и скромным внешне, но изнутри он был наполнен светом и теплом, оттого, что вера в Бога была на первом месте, и дети с самых ранних лет обучались самому главному: любви к молитве. Впоследствии именно любовь к богослужению и молитве, трудолюбие, ответственность и смелость перед лицом любых испытаний, станут  основой всей жизни будущего отца Евстафия.

 

Следующие годы жизни, для юноши из семьи священнослужителя, прошли довольно предсказуемо. Евстафий оканчивает Полоцкое духовное училище, продолжает учёбу в Витебской семинарии, преподаёт в церковноприходской школе. Неизменным остаётся лишь одно: желание служить Богу через служение людям в Церкви.

 

В какой-то момент это желание превратилось для Евстафия в жажду, его душа хотела большего, мечтала о глубине, и мысль о необходимости служить Богу в полной мере уже не давала ему покоя. И поэтому, когда ему предложили место псаломщика в Туркестанской епархии, Евстафий нисколько не раздумывал. Путь его лежал в далёкие, ещё мало освоенные края, в которых Церковь только начинала своё существование. В 1904 году он отправился в Ташкент, а уже спустя год был рукоположён в диакона, а затем и в священника. С этого момента его жизнь стала неразрывно связана с храмами и приходами, разбросанными по просторам Туркестана. География его служения простиралась на огромную территорию, и он был готов беспрекословно идти туда, где бы в нём не нуждались. Это был настоящий подвиг. Подвиг служения там, где  семена веры ещё только предстояло сеять, и где священники становились для людей не просто служителями, а настоящими пастырями.

 

Служение Евстафия в Туркестане было чрезвычайно сложным. Он не знал покоя и стабильности. Вся его жизнь была путешествием, духовным и физическим странничеством, где главным ориентиром всегда оставалась воля Божия. В своих путешествиях по городам и сёлам Туркестана он сталкивался с огромными трудностями, с теми вызовами, которые порой ломали даже самых стойких людей. В Семиречье ему пришлось пережить тяжёлые времена, когда беды народа — голод, болезни, народные волнения — стали неотъемлемой частью его служения. Но несмотря на все трудности, отец Евстафий продолжал служить там, где его призывал Бог, не имея ни стабильности, ни комфорта.

 

1916 год оказался для отца Евстафия особенно тяжёлым, когда киргизское восстание охватило местность, и село Покровское, где он служил, было уничтожено. Это было огромное испытание для священника, который в одночасье потерял место своего служения. Но при этом, всецело положившись на волю Бога и молитвы Пресвятой Богородицы, отец Евстафий смог уберечь свою паству от неминуемой погибели. И это, наверное, самое важное в служении священника: даже если под угрозой находится твоя собственная жизнь, ты должен продолжать служить людям.  Идти туда, где ты необходим, нести слово утешения тем, кто потерял всё. Так и священномученик Евстафий не сдавался, несмотря на все скорби и трагедии, которые выпадали на его долю. Его жизнь была настоящим свидетельством того, что даже в самых трудных условиях вера остаётся основой всего.

 

Последним местом служения отца Евстафия стал Покровский храм в станице Надеждинской. Именно в этом храме священномученик Евстафий встретил революцию 1917 года. Казачья станица до самого последнего была активным центром сопротивления новой богоборческой власти. Отец Евстафий, привыкший за годы служения разделять со своей паствой и горе и радости, до самого конца остался подлинным отцом для прихожан Покровского храма. Его жизнь трагически закончилась 5-го мая 1918 года в день Светлого Христова Воскресения. Пасхальный крестный ход столкнулся с демонстрацией большевиков. Те, кто выбрал изгнание Бога из своей жизни, никак не могли вытерпеть зрелища людей, которые торжествовали о Воскресшем Спасителе мира. Началась потасовка. Большевики окружили крестный ход, вырывали кресты, топтали хоругви, оскорбляли священнослужителей. Однако и в этот момент, отец Евстафий не отступил. Он стоял перед демонстрантами, защищая свою паству. С крестом в руках он кротким словом пытался достучаться до сердец гонителей веры. Но обезумевшая толпа желала крови…тело священномученика бросили там же на дороге, а душа его вознеслась к Богу, к Тому, ради кого он жил и умер.

 

Я, пока ещё, учусь в школе, а в церкви служу пономарём. Но я уже точно знаю, что именно с Церковью хочу связать своё будущее. Многие говорят мне о том, что служение священника это что-то совершенно бесполезное, отжившее свой век, или же это настолько просто, что с этим справится кто угодно, что в священники идут только ради денег или красивых машин. Но каждый раз, когда я слышу такие слова, перед моими глазами встаёт образ священномученика Евстафия. Человека, который жил не так давно. Человека, который служил в том же храме что и я, который был таким же, как и многие из нас. И вместе с тем такого человека, который подвигом своей жизни и своей мученической кровью, показывает нам как вера, способна преобразить даже самого обычного человека, как молитва спасает в самых безвыходных ситуациях, как священник всегда остаётся с теми людьми, которым он обещал служить, даже если цена этому твоя собственная жизнь. Смотря на пример священномученика Евстафия, я понимаю, насколько важно следовать своему призванию от Бога, как высоко и необходимо служение священника, а главное, что настоящая вера, соединённая с любовью намного сильнее любого страха в нашей жизни.