Изучение современной русской духовной прозы

Параллельно с возникновением в России современной христианской  духовной прозы, учёными предпринимаются попытки (пусть и немногочисленные) определить её место в современном литературном пространстве, понять поэтику и тематику прозы православных авторов.

 

 

 

 

Можно вспомнить две работы, которые литературоведы посвятили этой теме: монография И.С. Леонова и В.А. Корепановой «Поэтика православной прозы XXI века», а также работа В.В. Рецова «Черты «нового реализма» в современной православной прозе».

 

 

Уместно здесь также вспомнить статью Леонова Ивана Сергеевича (кандидата филологических наук, доцента Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина (Москва, Россия)): «Изучение современной русской духовной прозы в рамках проекта «Русский язык, литература и культура сегодня» (Гуманитарный мир современной России)», которая была опубликована в международном электронном научном журнале «Studia Humanitatis» (№1, 2013 год).

 

Православным писателям близка мысль автора статьи о том, что «современная русская литература включает в себя не только постмодернизм, разрушающий традиционные этические и эстетические представления, но и другие художественные явления, требующие глубокого и вдумчивого изучения. Одним из таких явлений становится духовная проза, обращающая читателей, как к глубинам христианской культуры, так и к традициям русской классики».

 

И.С. Леонов даёт следующее определение: «Духовная проза – это пласт художественных произведений религиозно-церковной тематики, авторами которых являются как православные священнослужители, так и верующие светские писатели. В качестве синонима может употребляться термин православная проза, более конкретно подчеркивающий конфессиональную принадлежность ее создателей».

 

В данной статье предпринята попытка создать типологию современной духовной прозы на основе жанрового принципа (рассказы, повести, православный роман, лиро-эпические этюды).

 

Особое внимание автора статьи обращено на творчество писателей-священников, которые, по его мнению, создают «уникальный жанр – приходские записки».

 

В отдельную группу автор объединяет произведения так называемого «фантастического пласта» духовной прозы, в которых «персонажи действуют в неординарных ситуациях, попадают в прошлое или будущее, в сказочные миры, где проходят через серьезные испытания и, очищаясь духовно,  обретают веру».

 

И.С. Леонов делает вывод о том, что произведения всех упомянутых им групп и жанров в первую очередь художественная литература: «Это не проповедь, не публицистика, а именно художественный текст, в котором даны яркие, интересные сюжетные коллизии, создаются тонкие с точки зрения психологизма образы героев, показаны неординарные характеры и острые, злободневные конфликты».

 

Говоря об аудитории, для которой создаётся духовная проза, исследователь делает вывод: «Таким образом, этот пласт литературы предназначен для широкой читательской аудитории. Он обращен не только к верующему и воцерковленному человеку, но, в первую очередь, к человеку светскому, сформированному в секулярном мире, находящемуся в состоянии духовного поиска, формирования собственной системы ценностей».

 

Хочется надеяться, что анализ современной художественной духовной литературы станет интересен современным литературоведам, и будут появляться работы, посвящённые не только духовной прозе, но и духовной поэзии.

 

Полностью статью И.С. Леонова «Изучение современной русской духовной прозы в рамках проекта «Русский язык, литература и культура сегодня» (Гуманитарный мир современной России)» можно прочитать на сайте журнала «Studia Humanitatis» http://st-hum.ru/content/leonov-izuchenie-sovremennoy-russkoy-duhovnoy-prozy-v-ramkah-proekta-russkiy-yazyk