фото

Владимир Пряхин (в сети и публикациях также Vlad ПRЯхин) – поэт, прозаик, экспериментатор в области творчества, издатель, переводчик. Родился в 1957 г. В разное время жил в Туле, Прибалтике, в Смоленской области, Москве. По образованию кибернетик. В конце 1980-х – начале 1990-х гг. – активный участник демократического и евангельского движения в России. В советское время почти не публиковался. В 1980-х активно печатался в самиздате, выпускал самиздатовский журнал поэзии и прозы «Идеалист». С 1992 г. стихи, заметки и статьи многократно публиковались в журналах, альманахах, периодических изданиях России, а также  Латвии, Польши, Германии, США. Автор десяти поэтических книг. С 2012 г. редактор и  издатель международного литературного альманаха «Среда»  и основатель одноименного сетевого ресурса. С 2016 г. издатель сетевого альманаха поэзии и поэтической прозы «СРЕДОТОЧИЕ». С 2017 г. выпускающий редактор информационного портала, посвященного актуальной поэзии и искусству «The Medium» (www.medium.land), модератор литературного видеоканала ЛИТИНФО.  Член Союза российских писателей, Московского  союза  литераторов. Лауреат нескольких премий, постоянный участник фестивалей свободного стиха в Москве и в Санкт-Петербурге, дипломант ряда международных фестивалей поэзии. Стихи переводились на английский, немецкий и польский языки.

Пряхин Владимир

ПСАЛМЫ

 

(выборочно)

 

… передо мною чернели тучи

и плыл между ними одетый на месяц терновый венец

одно мгновение я видел его…

 

и капли лунной крови падали на тропу 

из одной вырос серебряный лес

из другой благоуханный сад 

тернии завяли

расцвели ромашки и фиалки

аромат окружил идущих

и ненастная ночь превратилась в солнечный день

 

открылись уста в траве и в небе

в дереве и в земле

и зашипела тлеющая головня и вода зажурчала

и все говорили они об одном: 

— по ковру идут ноги верных

а ноги неверных находят камни

острия нацелены на их ступни

и ранят их

и впиваются в них

 

 

2.

 

в воздухе нашем порох и под ногами прах 

враги создают из праха камни 

из камней строят башни

высоко сидит сладкоречивый Лжец

далеко смотрит 

как нефть сырая непотребство его

широко разлилось —  испачкал ноги идущий

 

чиркнет спичка о коробок и пламя вознесется

и обожжет ступни его

упадет и не встанет путник

и пламя земного суда его поглотит 

 

но отделил Всевышний волков от овец

бесов от ангелов

святых от падших Он отделил 

 

сильный Ангел стоит между взглядом замышляющего зло 

и теми, кого Господь избрал

взгляд жертвы напрасно ловят ловцы душ: 

ищут они глаза не окрепших

а видят туман

огонь посылаемый ими чахнет в тумане

и видят лишь пар  

зло замыслов их обращает в добро

приходят служители ада в ярость

а на святых нисходит благотворящий свет!

 

 

3.

 

видят  спасенные престол Божий и пламя

пожирающее неверных

и страх уходит из них

а сидящие в Башне Зла в окно смотрят

и бездну видят у подножия стен

 

ров нечистоты заполнили

смрад вытекает из уст

и кружится у них голова

и плывет действительность перед их глазами

и плавится мир во взгляде их

словно студень течет      

 

верха и низа не различают

прошлое и то, что грядет

ждут вчерашнее за поворотом

и плачут, увидев что его нет

 

тела их как масло

и режет Властитель тьмы их ножом на ломти

намазывает на свой неправедный хлеб

ест Нечистый нечистых детей своих

и реки зловония текут по его щекам

и падают капли во тьму

 

встают навстречу им из бездны и радуются плесневые грибы  

а праведный в облаке света:

солнце светит ему в ненастье

и в засуху на него ниспадает и в зной 

благодатный дождь

 

 

4.

 

я —  полотенце

мною протерли лицо

но ты побрезговал мною

и меня выбросил

откуда ты знаешь

быть может мною протерли лицо Бога?     

 

я —  полотенце

мною вытирали руки

и ты не побрезговал

меня взял

чтобы вытереть руки свои

откуда ты знаешь

может быть это были руки Пилата? 

 

если нет на мне видимой крови

значит ли это

что на мне преступления нет?

 

я — стих

написанный после Освенцима:

прочитаешь меня

и на тебе пепел невинных

 

выучи меня наизусть

и носи с собой пепел жертв

как нюхательный табак

он очистит ходы твоей совести

и дыхание правды освободит

 

 

5.

 

я — кружка

ты выпил воды из меня

откуда ты знаешь

может быть мною черпали из бездны тьму?  

 

я —  чистый прозрачный источник 

припал ты губами ко мне

откуда ты знаешь

может быть я вытекаю из Преисподней?

 

ты отверг инструмент

что дан был Всевышним тебе

и сам стал инструментом

откуда ты знаешь

что ты не топор в руке палача?

откуда ты знаешь

что ты не пуля в стволе убийцы?

 

ведь другой  инструмент был тебе дан

но ты отверг инструмент…

 

 

6.

 

«ВОЗВРАЩЕНИЕ К СЛЕПОТЕ»

 

возвращаешься к себе

и возвращаешься к слепоте своей

и возвращаешься к заблуждениям своим  

и сладко заблуждение

как руки матери

как музыка навевающая сон

и спишь в себе самом

как в раковине моллюск

и не чувствуешь

как известковые стенки тонки

 

уходишь от себя и приходишь к другим

и видишь на них рубище одиночества их

в дырах и разрезах

свисающее как полосы рваных одежд

и слушаешь откровения их

как потоки правды

на пути превращающиеся в ложь      

текут они

как грязные рыжие реки

замутненные прошедшим над глинистым полем дождем

 

с кем откровенен можешь ты быть?

увязнет откровение твое

в раскрытых, словно врата, ушах льстецов 

смеется тайно ехидный

слушая откровение твое

циник вырвал из него сердце

и в кабаке нечестивых выставил напоказ

подслушивает тебя рядом стоящий враг

один только настоящий

Господу верный друг

тайно смахивает внутреннюю слезу

 

 

7.

 

«ГЛУБИНЫ БЕСЧУВСТВЕННОСТИ»

 

— я — Бесчувственность

полюби меня!

я твое новое незаметное чувство

у меня есть глубины

погрузись в них 

я не старею и не умираю

я долговечнее даже простых ощущений

для меня даже не нужно

чтобы ты был человеком

я — Бесчувственность

погрузись в меня!

и не будешь думать о времени

и не будешь думать о дне пропасти 

дна у меня нет!

 

так Враг говорит

так красноречивый Лжец говорит

 

 

8.

 

«АРИСТОКРАТИЗМ»

 

— я  приехал сюда

чтобы полюбить свое небытие

здесь можно приобщиться к умершему аристократизму   

здесь вещи умерших аристократов принимают их позу

говорят их словами

 

можно научиться жить среди вещей и понятий

которых уже нет

когда меня не станет

и мой аристократизм будет жить среди этих музейных вещей

а невостребованная любовь

будет летать среди холодных лесов и болот…

 

так слепой человек говорит

назначающий десятикратную цену

умершим  вещам

 

 

9.

 

«ПОРТРЕТ»

 

велика печаль твоя

и она в твоих глазах

 

будто каждый глаз видит

по сто женщин в глиняной желтой пустыне

гонимых в рабство

ордами вавилонян

 

окрик халдейских воинов

застыл в них ожиданием удара плети

 

шаги по лестнице

и стук в дверь

аресты ночные

 

твое дитя

и сытый Египет

уводящий его в свою тростниковую сеть

 

будто на волны Нила ты смотришь

из камышей

на дитя увозящий челн

 

велика печаль твоя

и она в твоих глазах

 

 

10.

 

«IMPRESSION»

 

велика любовь твоя

и она в поступках твоих:

сдерживает слезы

придает силы

воздает десятикратно

добром за добро

 

о ноше своей молчит

дабы не придавить плечи ближнего

 

слезу прячет

дабы упавшей слезой

кожи друга не обжечь

 

и чашу горящую гнева

рукой прикрывает

дабы не расплескать на любимых огонь

 

 

11.

 

дерево не выращивает топор для себя

пѝлы и сверла не висят на его ветвях

как плоды

 

не то неправедный человек

 

гора не раскапывает свои недра

чтобы не провалиться

река не прорезает илистое свое дно

чтобы не уйти в песок

 

не то неправедный человек

 

яд готовит себе неправедный человек

и в изящные флаконы наливает его

и дает ему красивые имена

 

страшного зверя заводит назло соседу

и кормит его с рук

сам себя в его кротости и послушании убедив

 

в саду памяти его

колючки и степная полынь сеют себя из года в год

разум его строит безумия дом

 

далеки от правды речи его

как планеты в холодном пространстве

друг от друга они далеки

 

 

12.

 

скорби и гнева сердце мое полно

о терпении я молю!

 

слово огненное рвется из моих уст

о молчании я молю!

 

дабы гнев поклонников Ваала не пал на близких моих

дабы служители Молоха в пламя не бросили моих детей

 

сам наполовину халдей

устал я от халдейских речей

от речей полных сладкого яда устал

 

и от египетских песен и плясок устал я

в сытое рабство детей уводящих моих

не хотят глаза мои больше видеть

статуй богов их

похожих на хищных зверей

на золотых ногах стоят они

и пьют человечью кровь

 

дай покоя мне

хотя бы на пригоршню дней

из тех что остались на этой земле для меня

под тенистым деревом меня от зноя укрой

широкой скалой от севера ледяного

спину мою заслони

 

посмотрю я в небо Твое

и увижу покой

глубину увижу Твою

в синеве

сила Твоя в меня войдет

прочь побежит страх

из моего сердца

 

Ты есть солнце вечного дня

укоротится робость моя

как в полдень укорачивается тень

 

силу любви Твоей дай

тогда затяну я пояс на теле своем

сердце верой свое препояшу

в пути за Тобой

 

а надежда не покидала его

и в скорби и в гневе

надежда

не покидала его

 

 

13.

 

нет для раба Твоего

большей награды на этой земле

чем женщина

которая понимает его!

 

не вникнет в горе его блудница

и радость его не разделит с ним

 

жрица выслушает его

и построит сеть из его речей

чтобы в храме своем его удержать

 

заплачет глупая женщина

опасность почуяв при звуке его речей

в них ничего не поняв

 

и станет еще тяжелее камень на сердце его

 

с кем поделится горем он

и кто возрадуется вместе с ним?

кому сможет доверить

тайные мысли свои?

кто смажет бальзамом израненное сердце

кто утомленному разуму даст совет

из тех

кто совершенно свой?

 

мудрость впитавший знает

и трезвую жизнь проживший

уверен в том:

нет для раба Твоего

большей награды на этой земле

чем женщина

которая понимает его!

 

 

16.

 

нам терпение

а сера и пламя — Тебе

 

смирение нам

а Тебе — гнев

 

обрати на врагов песок

что над Аравией ветер собрал

 

пеплом черный покрой их путь

окно в преисподнюю приоткрой

и сойдут от увиденного с ума

 

нам — терпение

нам — смирение

 

а сера и пламень — Тебе

 

 

17.

 

поместил я в сердце свое

печаль твоего сердца

и не стало меньше места в сердце моем

 

и скорбь твою поместил

в разум свой

и не уменьшился в нем

объем свободных пространств

 

и удивился себе я

устройству разума и сердца удивился

потому что иными их представлял

 

но Ангел выступил из-за спины моей

и сказал:

— посмотри на сердце Того

Кто сотворил тебя по образу Своему —

разве стало сердце Его меньше

после того

как он принял в него

всех страждущих боль и скорбь?

 

и устыдился я удивления своего

и непонимания своего устыдился

 

 

18.

 

«ЯВЛЕНИЕ ПСАЛМА»

 

холод и свет явившегося внезапно псалма

он пришел оттуда

где всегда абсолютный ноль

 

там он служил тому

кто пел хвалу Богу

теперь он здесь 

вода замерзла

воздух замерз в деревянных духовых

а медные трубы стали словно стекло —

дунешь —

и они рассыпаются на тысячи осколков

и каждый поет песню льда 

 

так славит открытый космос Творца

 

 

19.

 

ни капли тишины нет в Твоем молчании:

непроизнесенное проступает сквозь шорох ветра

удержанное в сердце кричит!

 

пусть глаза станут органом слуха 

если бессилен уловить неслышимое нерв

ноты песни Твоей нанизаны на лучи

буквы слов Твоих выступают на лицах смертных

и на ткани одежд их знаки Твои

кто изучил Твой почерк — поймет!

 

опали бока воздушных быков

корабли своевольных не имеют под килем воды

между двух бездн повисли

не зная руля

 

но не хлынет поток

не заполнит скалистые чаши

и не отдаст море своих мертвых раньше

чем наступит назначенный час!

 

змеи в ущельях сворачиваются в кольца

а художник ищет

во что обмакнуть кисть

удивляясь Твоей

 

 

20.

 

впал я во время — в реку Твою

бегущую с Твоих гор

на белоснежных вершинах тают снега

и текут по склонам потоки в сердце наших равнин

прорезает река-время низменность и приземленность нашу

и в пределы уходит Твои

 

на бедные берега смотрю

и на роскошные постройки

быстро река бежит —

не успел рассмотреть —

за поворотом они

 

в море наш путь по реке —

в Твой необъятный покой время втекает

туда упаду — ждать воскресения

часа Суда:

в безводное царство впасть

либо в новом теле стать парящим возле шатров Твоих

возле вершин

в лучах Твоих

откуда время земное

извилистый свой начинает путь

 

 

22.

 

это я, Господи!

это я, Господи!

в реве бури стучу в калитку

оглушен

стою перед одним из домов Твоих

в грохоте падающих скал стою

 

страх мой меня сжал в комок

но вера в Тебя расправила

под ливнем стою и не смывает меня поток

на ветру пребываю

и не уносит буря меня

 

Ты меня держишь рукою Своею

Ты щит надо мною простер

все снес ветер и все смыл поток

один лишь маленький дом уцелел

потому что он Твой

 

не из камня он

и нет в нем бревна

не из бетона опоры его

и не из стальных балок

из обещаний Твоих его фундамент

и любовь Твоя — связующий части раствор

не стряхнет его скала с лица своего, содрогнувшись

и не смоют его дождевые потоки

с глинистых скользких равнин

 

в Твой дом вхожу — в Твой мир

в часть Твою

в посольство Твоего Царства вхожу

что стоит непоколебимо в стане неверных

в краю губителей душ

 

 

23.

 

«ТРАНСПОРТНЫЙ ПСАЛОМ»

 

не столько едем, сколько стоим

не столько живем

сколько планируем жить

не столько верим

сколько слова произносим о вере

и не вникаем в них

 

се псалом транспортный —

от точки отправления до остановки оплачен билет

а путь в небо идет

давно позади осталось кольцо

 

дальше сам ищи путь —

нет больше гладкой дороги

покрытой асфальтом —

теперь тропу ищи в траве

у тех спроси

кто по ней шел

и у тех спроси

кто нашел тропу

но не решился идти

у них спроси

 

 

24.

 

«ЖАДНОСТЬ И ТЩЕСЛАВИЕ»

 

— я меркну перед тобой —

говорит Жадность Тщеславию

мой грех тяготеет к плоти

к инстинктам древним

а твой — обнимает ум!

 

— я только собираю —

говорит Жадность Тщеславию —

а ты — настоящая страсть

ты растратчица

ты побудитель накопления моего!

 

и так еще говорит Тщеславию Жадность:

— только любовная страсть сильнее тебя, Тщеславие

но подует ветер с вершины годов

и поседеют волосы

и отступит любовная страсть

а ты, Тщеславие, всегда с человеком —

со зрелости и до последнего вздоха

ты с ним

 

я, Жадность, просто служанка твоя

и кроме меня у тебя есть тысячи слуг

 

на ногах похоти и стяжания стоит неправедный человек

туловище его — лень, сладострастие, чревоугодие

а голова — Тщеславие:

оно решает и правит

и неправедный совершает суд!

 

 

 

25.

 

кому нужен ты?

туда приходи, где нужен ты

Господу твоему нужен ты

ибо возлюбил Он тебя раньше рождения твоего

сынам Господним нужен ты

ибо говорит Он им:

«Любите его

как Я учил вас любить

и как Я люблю его

и как любого люблю из вас!»

 

где один нужен другому — туда приходи

где ты нужен Господу твоему — туда приходи

и уйдет одиночество от тебя

и печаль твоя рассеется

как предрассветный туман

 

и солнце радости твоей взойдет

и не померкнут лучи его до захода

а после настанет звездная ночь

луна будет служить тебе

и звезды украсят купол над тобою

и тьма не ослепит тебя

и не потеряешь путь

 

потому что пришел ты туда

где нужен

туда пришел

где ждал твоего прихода Господь!

 

 

 

26.

 

— и вам засохнуть

и всем засохнуть! —

говорит осеннее дерево

у которого спилили лучшую ветвь

 

— и вам умереть

и всем умереть! —

обезумевшая мать говорит

у которой убили дитя

 

— и вам все потерять

и вам всего лишиться! —

так говорит торговец разбойникам и ворам

разорившим его

 

но не так

но не так говорит Господь!

 

— в руках Моих гвозди

и ноги Мои пронзены

к древу позора прибит Я

как неверный раб

Мне умереть в муках

но воскреснуть на третий день

а вам жить

жить вечно

тем кто поверит в смерть Мою

тем кто в воскресении Моем не усомнится

тем кто жертву примет Мою

 

так говорит Господь

 

 

26.

 

— боишься увидеть во гневе Меня? —

так говорит Господь —

удержу гнев Мой от падения на тебя

и не раздавит тебя

и не уничтожит тебя огнем!

 

— в молчании бесконечном Моем

Меня ощутить боишься? —

так говорит Господь —

изреку для тебя слово

и не устрашишься космической тишины

и не оцепенеешь перед безмолвием арктических скал!

 

— лучше в любви Моей Меня бойся, грешник —

так говорит Господь —

возлюбил Я тебя

и оставишь теперь свой сладостный грех

и позабудешь заблуждений твоих

увлекательную неправду

когда познаешь любовь Мою

не имеющую конца!